Skip to main content

Штрихкод как главная фишка мерча

В июле 2020 года компания IKEA сделала неожиданный шаг: выпустила свою первую официальную коллекцию мерча – Efterträda (в переводе со шведского – «наследовать»). Причем ареной для дебюта стала не родная Швеция и не один из европейских рынков, а Япония – страна, где минимализм возведен в эстетический принцип, а внимание к форме и смыслу вещей пронизывает все уровни визуальной культуры.

Главной темой первой коллекции мерча IKEA стала деталь, не только далекая от мира моды, но и обычно обреченная оставаться в тени: черно-белый штрихкод и артикул.

Выбор этого графического кода в качестве центрального визуального мотива оказался одновременно провокационным и удивительно логичным. С одной стороны, это предельно утилитарный элемент. Его не замечают, не ценят – и уж точно не носят на одежде. Штрихкод ассоциируется с анонимностью, стандартизацией, автоматизацией. Но IKEA сделала из него выразительный знак бренда – своего рода логотип без логотипа, который парадоксальным образом усиливает узнаваемость компании.

При этом в таком выборе прослеживается четкая внутренняя логика. IKEA всегда работала с вещами, которые просты, утилитарны и предназначены «на каждый день» – именно поэтому они и заслуживают того, чтобы быть замеченными. В этом контексте штрихкод становится не случайной деталью, а точным выражением философии бренда: честной, понятной и функциональной.

Оммаж легендарному стеллажу BILLY

А какой именно штрихкод и артикул использован в дизайне коллекции? Не зря линейка получила название Efterträda («наследовать»): вот уже без малого полвека – с 1979 года – в ассортименте IKEA представлен стеллаж BILLY. Это не просто мебель – это флагман и один из главных продуктов-символов компании.

С момента запуска было продано более 120 миллионов экземпляров BILLY: почти столько же, сколько людей живет в России. Если бы все эти стеллажи оказались в одной стране, на каждых семерых россиян приходилось бы шесть BILLY, почти у каждого мог бы быть свой.

Размещенные на футболках, худи, сумках и полотенцах коллекции штрихкод и артикул (002.638.50) – это не случайная графика, а прямой оммаж этой культовой модели. IKEA сделала визуальным центром коллекции то, что обычно скрыто на упаковке, превратив техническую маркировку в модный жест.

В этом и заключается суть Efterträda: не изобретать заново, а переосмыслить уже существующее. Превратить функциональное в выразительное. Признать ценность повседневного. И тем самым наследовать собственную идею, оставаясь верной ей.

А напечатать собственные этикетки со штрихкодами – долговечные, четкие, функциональные – вы всегда можете в типографии «Стикер Принт».

Мы используем файлы cookie, чтобы улучшить работу сайта и сделать его удобнее для вас. Продолжая использовать сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie. Подробнее в Политике использования cookie.